В строительном зале речь идет непосредственно о создании уникального гидротехнического сооружения. На фотографиях и картинах – образцы техники, использовавшейся на строительстве и даже созданных специально для этой цели. Например, всевозможные скреперы, бульдозеры и самосвалы.  На подиуме даже выставлен макет одного из экскаваторов.

Символом великой стройки по праву считается шагающий экскаватор ЭШ 14/65 – самая большая на тот момент землеройная машина в мире. Этот гигант, размером с трехэтажный дом, издали был немного похож… на доисторическое чудовище. И случилось так, что однажды большой шагающий встретился с древней истории земли, когда, копая котлован под шлюз экскаватор отрыл кости мамонта. И теперь эта редчайшая находка тоже является музейным экспонатом и выставлена в историческом зале, речь о котором шла выше.

В зале представлены участники легендарного строительства  и их документы. 

Интересный факт: на протяжении всего времени строительства к станции в Сталинграде каждые 8 минут приходил поезд  из 60 железнодорожных платформ, на которых из разных городов привозили всё необходимое для стройки.

В нише – экспозиция кабинета на строительном участке. Рабочий стол, над ним портрет И.В. Сталина, переходящие знамена, рядом – этажерка с книгами, приемник послевоенных лет, лампа, арифмометр и др. предметы того времени.

Надо заметить, что данная инсталляция пользуется особым интересом у посетителей. Каждому хочется сделать фото на фоне знамен, портрета вождя, а некоторые и вовсе просят разрешения сфотографироваться сидя за рабочим столом!

На стенах – подлинные карандашные рисунки волгоградского художника, члена Союза художников  СССР П.Ф. Гречкина. Когда развернулось строительство ВДСК, Гречкин неоднократно выезжал туда для зарисовок, грандиозная стройка вдохновила художника на создание целой серии картин, посвященных Волго-Дону.

В строительном зале представлены фотографии, документы и награды строителей Волго-Дона, есть книги Почета 1949-1952 гг.

Сотни тысяч советских заключенных и военнопленных были частью миллионной армии строителей. В экспозиции представлены фрагменты колючей проволоки, личные вещи и кирпичи, на которых оставили надписи заключенные в далеком 1949 г.

История строительства продолжается рассказом о том, как 31 мая 1952 г. между  шлюзами №1 и №2 впервые встретились воды Волги и Дона. На выставке представлен форменный белый костюм адмирала З.А. Шашкова – министра речного флота РСФСР тех лет, в котором он на теплоходе «Иосиф Сталин» разрезал красную ленту, открывая 27 июля 1952 г. навигацию на Волго-Донском судоходном канале.

Макет арки шлюза № 1,  выполненный из металла и стекла, символизирует   особую роль триумфальных арок на Волго-Донском судоходном канале, созданном в едином архитектурно – художественном стиле.

В строительном зале представлена история монумента И.В. Сталина.

Заключительным аккордом осмотра строительного зала после ремонта и реконструкции является информер, в котором в электронном виде представлены материалы о героях-строителях,  фото-  и видеоматериалы, карты  и  коллекции музея.